Чем для вас интересны иллюстрации В. Серова, В. Верещагина, М. Врубеля к роману М. Ю. Лермонтова? Такими ли вы представляли эпизоды и героев произведений М. Ю. Лермонтова? Какая из иллюстраций вам показалась наиболее точной и выразительной? Аргументируйте свой выбор.
"Герой нашего времени". Художник М. Врубель
Эта иллюстрация представляет собой психологический портрет главного героя романа. Врубель наделил Печорина чертами самого Лермонтова, тем самым создавая связь между писателем и его персонажем.
Печорин один в комнате, он лежит на диване, погруженный в мысли. Его окружают предметы, которые кажутся незавершенными, как будто в рисунке не хватает деталей: узор ковра не прорисован, контуры коллекции оружия на стене над диваном лишь смутно обозначены, очертания стула расплываются. Это лишь подчеркивает внутреннее состояние героя − он максимально равнодушен, опустошен, занят лишь собой, роскошная обстановка вокруг не может его ни увлечь, ни развеселить.
"Герой нашего времени". Дуэль Печорина с Грушницким. Художник М. Врубель
Мне кажется, это лучшая иллюстрация Врубеля к роману. Это не просто зарисовка − здесь продуманы позы героев, монохромность подчеркивает драматичность момента, сцена, кажется, пропитана неминуемой трагедией. Грушницкий смотрит вниз с обрыва, на лице Печорина словно след рока, который преследует его.
"Герой нашего времени". Грушницкий и княжна Мери. Художник М. Врубель
На этом рисунке, вероятно, запечатлен момент знакомства Грушницкого со своей возлюбленной. Он − в строгой солдатской шинели, она − вся мягкая, в драпировках платья и с "бархатным" взглядом. Эта сцена позволяет нам больше понять героев, их характеры.
"Герой нашего времени". Мери на прогулке. Художник В. Верещагин
Эта иллюстрация показалась мне самой точной, динамичной и эмоциональной. Рисунок воспроизводит сцену из центральной части романа, когда Печорин и Грушницкий, встретившись у Елисаветинского источника, каждый по−своему пытаются привлечь внимание хорошенькой московской княжны. Несмотря на эскизность этой иллюстрации, Верещагин сумел передать настроение завязки серьезной и важной главы романа.
"Герой нашего времени". Печорин и княжна Мери. Художник В. Серов
Это сцена прощания героев главы «Княжна Мэри», в которой художник с помощью света и тени характеризует героев. Печорин стоит в светлом участке комнаты, контрастируя с ним, что намекает на моральную оценку его поступка. Мери, наоборот, расположена в тени и выделяется своим светлым образом.