Что пишет Н. А. Добролюбов о Печорине? Каково мнение В. Г. Белинского? К какой точке зрения присоединились бы вы? Составьте небольшую сравнительную таблицу по приведённому образцу.
В. Г. Белинский | Н. А. Добролюбов |
---|---|
...Что такое Онегин... Он является в романе человеком, которого убили воспитание и светская жизнь, которому всё пригляделось, всё приелось... Не таков Печорин. Этот человек не равнодушно, не апатически несёт своё страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища её повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях... | Перед вами другой человек, с более страстной душой, с более широким самолюбием. Этот имеет в себе как будто от природы всё то, что для Онегина составляет предмет забот. Он не хлопочет о туалете и наряде: он светский человек и без этого. Ему не нужно подбирать слова и блистать мишурным знанием: и без этого язык у него как бритва... |
Н. А. Добролюбов описывает Печорина, главного героя романа "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова, как человека со страстной душой, обладающего широким самолюбием. Он подчеркивает, что Печорин не заботится о внешнем виде и светских условностях, ведь он обладает харизмой, которая компенсирует все. Он не вынужден подбирать слова, потому что все, что он произносит уже оценивают как нечто остроумное. То есть ему вообще ни о чем думать не приходится, он просто пользуется людьми вокруг и своим положением.
В. Г. Белинский, в свою очередь, акцентирует внимание на том, что Онегин, герой романа в стихах А. С. Пушкина, стал жертвой своего врожденного аристократизма и светской жизни, что привело его к апатии и равнодушию. Онегин кажется ему человеком, который потерял интерес ко всему и не способен осознанно искать смысл жизни. А вот Печорина, он, наоборот, "защищает": по мнению Белинского, герой Лермонтова активно "ищет жизнь", страдает от своих ошибок и переживает свои внутренние конфликты, а значит, он не эгоист, ведь эгоист не страдает, не обвиняет себя. Белинский оправдывает героя тем, что несовершенство его души происходит от стремления что−то изменить.
Мне кажется, что наличие личного дневника Печорина заставляет меня, как читателя, согласиться с Белинским. Как будто именно эта возможность взглянуть на его мысли убеждает меня в том, что он не так и плох, что сюжеты, которые нам известны, случились только в начале его жизненного пути, в период становления личности. А значит, у него еще есть шанс все исправить.
В. Г. Белинский | Н. А. Добролюбов |
---|---|
"Вы читаете наконец «Фаталиста», и хотя в этом рассказе Печорин является не героем, а только рассказчиком случая, которого он был свидетелем, хотя в нём вы не находите ни одной новой черты, которая дополнила бы вам портрет «героя нашего времени», но, странное дело! вы ещё более понимаете его, более думаете о нём, и ваше чувство ещё грустнее и горестнее…" | "Сердце его пусто и холодно ко всему. Он все испытал, и ему еще в юности опротивели все удовольствия, которые можно достать за деньги." |
"Он хочет ему показать, что в поступке княжны не видит для Грушницкого никакой причины к восторгу или даже просто к удовольствию. Печорин приписывает это своей страсти к противоречию, говоря, что присутствие энтузиаста обдает его крещенским холодом, а частые сношения с флегматиком могут сделать его страстным мечтателем. Напрасное обвинение! Такое чувство противоречия понятно во всяком человеке с глубокою душою." | "Он не понимает, куда девать свою душевную силу; и вот он проводит свою жизнь в том, что острит над глупцами, тревожит сердца неопытных барышень, мешается в чужие сердечные дела, напрашивается на ссоры, выказывает отвагу в пустяках, дерется без надобности…" |