Как проявляется характер Печорина во взаимоотношениях с Грушницким, Вернером, Верой, княжной Мери?
Каждый герой романа "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова является реалистическим образом, наделен сложным характером, обусловленным судьбой и социальной принадлежностью, национальностью и возрастом, своей психологией. Согласно романтической традиции, образ главного героя продуман автором, прописан максимально глубоко и полно и противопоставлен всем остальным героям. Столкновение Печорина с другими героями всегда происходит, чтобы как−то охарактеризовать Григория Александровича. Вся система образов романа построена так, чтобы под различными углами зрения "подсветить" различные черты и особенности Печорина.
Так, с Грушницким Печорин демонстрирует высокомерность, горделивость, холодность в отношениях с людьми. Между героями существует соперничество, прикрываемое дружбой. Однако, взаимное эмоциональное напряжение логично оканчивается дуэлью.
Доктор Вернер является самым близким для Печорина человеком, по сравнению с другими героями. Именно с ним у Печорина сложились максимально приятельские отношения, хотя Григорий никогда не искал поддержки в ком−то. Мы можем заметить явные сходства в характерах этих героев, Печорин и Вернер нашли общий язык, как люди умные, но все−таки, равнодушные друг к другу. Их взаимоотношения не выдержали и первого жизненного поворота, продемонстрировав неспособность Печорина к истинной дружбе.
В сценах с Верой Печорин раскрывается, как человек, все−таки, не лишенный возвышенных чувств. Вера − единственная женщина, которую герой действительно любил, только она понимала терзания его души, его внутреннюю пустоту. Среди своих приключений и странствий, Григорий то и дело оставлял Веру, но снова к ней возвращался, любовь к ней была наиболее глубокой и длительной привязанностью этого холодного человека.
Княжне Мери повезло меньше − ее чувства к Печорину стали источником ее страданий. Григорий влюбил ее в себя играючи, манипулируя и претворяясь из скуки, желания скрыть связь с замужней Верой и негласного "соревнования" с Грушницким. Печорин играет с чувствами Мери, в чем совершенно не раскаивается, предстает перед читателями как опытный сердцеед, избалованный женским вниманием.