Какие контрасты обнажены в стихотворении «Парус»? Подчеркните параллелизм природы и человеческой жизни. Какие идеи отстаивали романтики?
Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Парус" построено с помощью антитез. Пейзаж спокойного моря противопоставляется мятежному парусу, который "просит бури", страна далекая − родному краю, упоминаются и "...струя светлей лазури", и буря, парус уже "кинул" что−то, но еще "ищет". Парус символизирует стремление к свободе и мечты о путешествиях, однако герой чувствует себя одиноким, как парус, который отчужденно блуждает по морю. Эти контрастные сравнения делают образы более выразительными, подчеркивают разновременность событий, непохожесть их друг на друга, выражают характер, а главное, обнажают внутренний конфликт, характерный для романтического героя:
"...он счастия не ищет
И не от счастия бежит!.."
Эти контрасты подчеркивают двойственность настроений, вечное несогласие, "бунтарскую суть" паруса, который в любых обстоятельствах противостоит окружению.
В этом произведении можно заметить параллелизм природы и человеческой жизни − морской пейзаж помогает раскрыть внутренние переживания лирического героя. В каждой строфе две строки посвящены парусу и тому, что его окружает, а следующие две − состоянию души лирического героя.
Ветер, который наполняет парус, символизирует жизненные силы и возможности, но также может быть бурным и разрушительным.
Образ моря в произведении символизирует бескрайние возможности жизни − оно может быть спокойным («голубой туман», «светлая лазурь», «золотой луч солнца») и одновременно опасным, бушующим. Парус − человек, личность, всегда противостоит обстоятельствам и ищет свой путь.
Главный пафос романтизма – конфликт свободной личности с окружающим обществом. Романтическому герою противостоят внешние события и обстоятельства, с которыми он находится во враждебных отношениях. Столкновение героя с внешним миром перенесено во внутренний мир героя, в душе которого происходит борьба противоречий.
Главные идеи романтизма:
1. Чувства важнее разума.
2. Стремление к свободе, идеалу, неприятие действительности.
3. Реальность и мечта − два противоположных друг другу мира.