Обратившись к ресурсам Интернета, посмотрите видеозаписи фрагментов спектакля «Гамлет» в Московском театре на Таганке (режиссёр Ю. П. Любимов). Напишите сочинение на тему «Гамлет Владимира Высоцкого».
Гамлет Владимира Высоцкого
Премьера спектакля «Гамлет» в Московском театре на Таганке состоялась 29 ноября 1971 года. Юрий Любимов безошибочно выбрал «Гамлета» − главную роль решил отдать Владимиру Высоцкому. Спектакль получил исключительную, эмоциональную, нервную и трагическую окраску. В течение десяти лет он будоражил умы и сердца театральной публики. Роль стала одной из самых ярких в карьере Высоцкого − его даже похоронили в сценическом костюме принца. Он играл Гамлета девять лет, и после смерти Высоцкого в 1980 году спектакль был выведен из репертуара Театра и представляет теперь исторический интерес.
Без сомнения, Гамлет был звездной ролью Высоцкого. Он говорил: "Совершенно естественно, что каждый актер хочет сыграть Гамлета. Мне очень повезло, потому что мне удалось сыграть роль Гамлета в том возрасте, в котором он действует в пьесе."
К счастью, существует видеозапись фрагментов спектакля, которую можно посмотреть и сейчас.
10 минут до начала спектакля. Музыкант ходит по фойе, играя на волынке.
Гамлет садится у задней стены с гитарой.
Исполнитель главной роли, одетый в тонкий черный вязанный свитер, черные джинсы и мягкие сапоги, перебирает струны гитары, что−то тихонько напевая. Зрители входят в зал, рассаживаются по местам, Гамлета даже замечают не сразу − как можно понять издалека, в полумраке, что человек в полумраке и есть принц датский?
Сперва раскрытая, совершенно обнаженная сценическая коробка совсем пуста, словно чистый лист бумаги. Лишь у левого портала брошен гроб, а вместо ямы оркестра − свежевырытая могила (с настоящей землей!). Уже мурашки по телу.
И только когда артист встал и медленно через всю сцену направился к зрительному залу, когда ударил по струнам и узнаваемым голосом с хрипотцой начал исполнять стихотворение Бориса Пастернака о Гамлете, зал замер − драма Шекспира началась...
Образ Гамлета в исполнении Владимира Высоцкого был простым и скорбным. Принцем владела иссушающая тоска, мучительная ненависть, он содрогался от ярости, бросался в бой с высшими силами. Высоцкий − Гамлет − это не просто принц Датский, терзающийся сомнениями и вопросами о мести. Это человек, который страдает от ощущения бессмысленности существования, от предательства и утраты, что делает его образ особенно актуальным для зрителей. Высоцкий мастерски передал всю гамму эмоций: от ярости и отчаяния до глубокой меланхолии и философских размышлений.
"У нас в спектакле решено так, что трагедия Гамлета не в том, что он думает убить или не убить, а в том, что он не может жить в этом мире".
Пространство сцены «Гамлета» казалось простым, но играло колоссальную роль − создавало образ скудного мира, где правит смерть. Метафорой Судьбы в спектакле стал занавес, он двигался по сцене необычно, быстро или медленно, мог резко перечь сцену вдоль или поперек. Одних персонажей он сбивает с ног, за другими следует, подталкивает героев к вырытой могиле − и правых, и виноватых, и положительных, и отрицательных. Когда Гамлет брал землю в руки и говорил с ней, будто со своим отцом или Офелия беспечно присаживалась на гроб, как на скамейку, зрители замирали.
Сам Высоцкий говорил, что он старался сыграть современного человека, который проходит невероятно тяжелый путь. Он называл эту работу честью, высшим пилотажем для любого артиста. Незадолго до смерти Владимира Высоцкого Международный театральный фестиваль назвал первым из лучших «Гамлета» Театра на Таганке.