1. Спишите следующие фрагменты из художественных произведений, вставляя пропущенные буквы и выделяя запятыми сравнительные обороты. В предложениях подчеркивайте грамматические основы.
1) Луна как бледное п..тно сквозь тучи мрачные ж..лтела. (А. Пушкин) 2) В очах как на небе светло, в душе её темно как в море. (М. Лермонтов) 3) Внизу как зерк..ло ст..льное с..неют озера струи. (Ф. Тютчев) 4) Кр..ткоречие точно жемчуг блещет сод..ржанием. (Л. Толстой) 5) Летом спать было г..раздо т..желее чем зимой. (Ф. Достоевский) 6) Она гл..дела на него как на икону со страхом и раска..нием. (А. Чехов) 7) Я ж..ву как кукушка в часах не з..видую птицам в лесах. Заведут — и кукую. (А. Ахматова) 8) Как ск..леты тощих жур..влей стоят ощип..нные вербы... (С. Есенин) 9) Сзади точно исп..линский к..стёр г..рел лесной склад. (А. Куприн) 10) Как н..весту Родину мы люб..м береж..м как ласковую мать. (Я. Лебедев−Кумач) 11) Ветер всхлип..вал словно д..тя за углом пот..мневшего дома. (Н. Рубцов) 12) Нашу речку точно в сказке за ночь вымост..л мороз. (С. Маршак) 13) Дед кинул им деньги словно собакам. (М. Горький) 14) Надо п..нять— изучение людей труднее чем изучение книг напис..нных о людях. (М. Горький)
2. Выразительно прочитайте каждое предложение. Объясните, какую роль в художественном тексте выполняют сравнительные обороты.
3. Назовите простые односоставные предложения и сложные предложения, в состав которых входят односоставные. Определите вид каждого односоставного предложения.
4. Выполните морфемный и морфологический анализ выделенных слов.
5. Объясните, как вы понимаете смысл последнего высказывания. Можно ли его считать афоризмом? Обоснуйте свою точку зрения.
1, 3.
1) Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела. (А. Пушкин)
2) В очах, как на небе, светло, в душе ее темно, как в море. (М. Лермонтов) (односоставные, безличные в составе сложного)
3) Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. (Ф. Тютчев)
4) Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием. (Л. Толстой)
5) Летом спать было гораздо тяжелее, чем зимой. (Ф. Достоевский) (односоставное, неопр.−лич.)
6) Она глядела на него, как на икону, со страхом и раскаянием. (А. Чехов)
7) Я живу, как кукушка в часах, не завидую птицам в лесах. Заведут (односоставное, обобщённо−личное) − и кукую (односоставное, опр.−лич). (А. Ахматова)
8) Как скелеты, тощих журавлей стоят ощипанные вербы... (С. Есенин)
9) Сзади, точно исполинский костёр, горел лесной склад. (А. Куприн)
10) Как невесту, Родину мы любим, бережем, как ласковую мать. (Я. Лебедев−Кумач)
11) Ветер всхлипывал, словно дитя, за углом потемневшего дома. (Н. Рубцов)
12) Нашу речку, точно в сказке, за ночь вымостил мороз. (С. Маршак)
13) Дед кинул им деньги, словно собакам. (М. Горький)
14) Надо понять (односоставное, назывное) — изучение людей труднее, чем изучение книг написанных о людях. (М. Горький)
2.
Сравнительные обороты используются для сравнения, сопоставления чего−то в тексте или речи.
4.
Светло − наречие.
Неизменяемое слово
Качественное.
Синтасичесая роль: сказуемое.
Ощипанные − причастие, образовано от глагола ощипать.
Н. ф.: ощипанный;
Пост. призн.: страдательное, прошедшее время, совершенный вид;
Непост. призн.: мн. ч., И.п., полная форма.
Синтаксическа роль: определение.
Вымостил − глагол.
Н. ф.: вымостить;
Пост. призн.: 2−е спр., переходный, сов.вид;
Непост. призн.: изъяв. накл., прош. вр., м.р., ед.ч.,
Синтаксическая роль: сказуемое.
5.
Надо понять — изучение людей труднее, чем изучение книг написанных о людях. (М. Горький)
Это высказывание означает, что в теории понять и изучить человека просто, а на практике всё гораздо сложнее и запутаннее.
Я считаю, что данное высказывание М. Горького можно считать афоризмом. Потому что оно соответствует всем признакам:
1) глубина мысли, стремящейся к истине;
2) обобщенность (Афоризм возникает в результате синтеза многих фактов и соображений и считается выводом, правилом, принципом, заключением);
3) краткость изложения мысли;
4) законченность мысли.