1. Прочитайте репортаж из музея минералогии. Какие типы речи соединены в нём? Какие специфические для жанра языковые средства здесь использованы?
Через тенистый сад парка мы входим в большое нарядное здание Минералогического музея Академии наук. Музей занимает зал в тысячу квадратных метров. В нём размещены образцы ископаемых богатств нашей страны.
Особняком в шкафах за стеклом лежат какие−то чёрные бесформенные массы. Одни похожи на чистое железо, другие − с какими−то жёлтыми капельками. Вот огромная масса в двести пятьдесят килограммов, а под ней надпись: «Упал 18 окт. 1916 г. близ г. Никольска−Уссурийского в Сибири». Под другими образцами тоже надписи: упал тогда−то, там−то. Это зал камней, упавших с неба и называемых метеоритами.
Далее идут шкафы и витрины с аккуратными надписями; на полочках лежат минералы разных цветов и видов. Здесь можно изучить краски природы и понять их разнообразие: одни минералы сверкают золотом; другие − чистые и прозрачные, как вода; третьи − переливаются всеми цветами радуги, как бы светятся своим собственным светом.
Экскурсовод подводит нас к одной из витрин и говорит: «Наш музей построен совершенно особенно. Мы не хотим вам показывать просто разные сорта камня. Мы хотим в музее доказать, что у камня тоже есть какая−то своя жизнь, может быть, даже более интересная, чем жизнь живых существ».
Мы проходим в ту часть зала, где представлена во всём многообразии история минералов. Сначала показаны условия образования камня, родившегося в горячих, расплавленных вулканических массах. Далее − минералы, рождённые горячими и тёплыми источниками, которые вытекают на поверхность земли и, медленно остывая, образовывают скопления ценнейших руд тяжёлых металлов или прекрасных кристаллов. Здесь не огонь, а вода рождает камень. Наконец, камни, рождающиеся на поверхности земли: то в соляных озёрах, то в пещерах, то в болотах, где из медленно гниющих растений создаются свои камни.
Последние отделы музея − это камень в руках человека, в хозяйстве, в промышленности.
Где бы ни находился камень − в небесных ли телах, в горах или на заводах, − везде он живёт и изменяется, растёт и гибнет. И совсем не скучна та наука, минералогия, которая должна отыскать и исследовать законы его истории.
2. Выполните анализ текста, используя соответствующий план (см. справочные материалы учебника).
3. Спишите пятый абзац текста, выделяя в предложениях грамматические основы и объясняя постановку знаков препинания.
1. В репортаже соединены описание и повествование.
Использованы характерные для репортажа глаголы настоящего времени, односоставные предложения, сравнения, вводные слова, предложения с прямой речью.
2.
Цель: сообщение о событии.
Тема: музей минералогии.
Основная мысль: Совсем не скучна та наука, минералогия, которая должна отыскать и исследовать законы его (камня) истории.
Особенности композиции текста: публицистический стиль; описание, повествование.
Композиция: зачин, центральная часть, концовка.
Языковые средства: прямая речь, вводные слова, сравнения, односоставные предложения, глаголы в настоящем времени.
3.
Мы проходим в ту часть зала, где представлена во всём многообразии история минералов. (Сложн. предл.) Сначала показаны условия образования камня, (прич. об.) родившегося в горячих, (однород. чл.) расплавленных вулканических массах. Далее − (тире в неполном предл.) минералы, (прич. об.) рождённые горячими и тёплыми источниками, (прост. предл в составе сложного) которые вытекают на поверхность земли и, медленно остывая, (дееприч. об.) образовывают скопления ценнейших руд тяжёлых металлов или прекрасных кристаллов. Здесь не огонь, а вода рождает камень. (сложн. предл.) Наконец, (ввод. сл.) камни, (прич. об.) рождающиеся на поверхности земли: (обощ. сл.) то в соляных озёрах, то в пещерах, то в болотах (однород. чл.), (прост. предл. в составе сложного) где из медленно гниющих растений создаются свои камни.