В школе классицизма Мольер не был послушным учеником. В чём он нарушает правила классицизма, а в чём следует им? Мольер совмещал литературную традицию с традицией народного театра. Приведите примеры того, как драматург использует приёмы народного фарса (одурачивание, подслушивание, переодевание, игра со словами, например тарабарщина, «турецкая речь» и т. д.). Напишите сочинение−исследование «Каноны классицизма в комедии Ж.−Б. Мольера "Мещанин во дворянстве"».
Каноны классицизма в комедии Ж.−Б. Мольера "Мещанин во дворянстве"
Классицзм в литературе − это необходимость "опереться" на нормы прекрасного в античном искусстве и строго их соблюдать, не отступая от творческих правил. За основу правил классицизма были взяты каноны искусства Древней Греции и Древнего Рима, которые были описаны Аристотелем, Горацием и другими мыслителями прошлого.
Эти нормы и правила требовали ясности изложения, точности выражения мыслей, порядка в построении произведений. Последователи данного направления в литературе стремились к умеренности, гармонии и балансу во всём.
Так, проза в глазах классициста обязательно должна следовать правилу "трёх единств".
• Единство места требует, чтобы действие происходило в одном помещении и не выходило за его пределы, например в одном доме, но в разных комнатах.
• Единство времени предполагает, что действие должно начаться и закончиться в течение одних суток.
• Единство действия самое принципиальное требование, которое подразумевает напряженность и сосредоточенность действия, обусловленного, как правило, характерами героев, особую строгость в ведении сюжета: действие и поведение героев должны быть направлены к одной цели, сохранять связь и стройность композиции во всех сценах и деталях и быть едиными, сопряжёнными с основным противоборством действующих лиц. Благодаря единству действия особенно чётко и последовательно прослеживается трёхчленное развитие сюжета:
1.Завязка.
2. Развитие действия (включая кульминацию).
3. Развязка.
Ж.−Б. Мольер в комедии "Мещанин во дворянстве" соблюдает основные правила. Здесь выдержан принцип трех единств, композиция комедии так же отвечает требованиям классицизма. Драматург разграничивает понятие добра и зла, поднимает нравственные вопросы, что является целью любого классического произведения. Даже количество действий в комедии равно регламентированым пяти.
Однако, Мольер вводит в серьезную комедию фарс, таким образом соединяя литературные традиции с традициями народного театра.
Например, драматург использует вымышленную речь, которая звучит при сватовстве мнимого сына турецкого султана. В этой же сцене еще один прием народного фарса − переодевание. Султаном − "мамамуши" − оказывается переодетый Клеонт. (Само слово "мамамуши" было придумано самим Мольером как "мнимотурецкое" слово.) В доме Журдена устраивается настоящий маскарад, главной целью которого является одурачивание хозяина.
Разумеется, все эти элементы совершенно не вяжутся с устоями классицизма, но мы могли убедиться лично, как уместно и талантливо использовал их Мольер, как инструменты сатиры для достижения главной цели − заставить читателя (и зрителя) задуматься о том, как важно уделять внимание по−настоящему ценным аспектам в жизни − не статусу в обществе, а уму и добродетели.