В балладах А. К. Толстого «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин» отражён интерес писателя к исторической эпохе Ивана Грозного. Внимательно рассмотри картину В. М. Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный» и впиши подходящие по смыслу пропущенные слова и сочетания слов в приведённый ниже текст.
«Царь Иван Васильевич Грозный». Художник В. М. Васнецов
Картина «Царь Иван Васильевич Грозный» была написана в 1897 году под влиянием 1) _ Н. А. Римского−Корсакова «Псковитянка», где партию Ивана Грозного исполнял великий русский 2) _ Фёдор Иванович Шаляпин. Сама картина находится в Государственной З) _ в Москве.
Действие происходит во 4) _ . Иван Грозный медленно спускается по крутой потаённой 5) _ , устланной красной ковровой дорожкой с чёрными двуглавыми орлами.
Двуглавый орёл — 6) _ государства Российского, который появился на Руси при Иване Грозном. Герб у ног царя — это 7) _ неограниченной власти над всем государством, над всеми людьми. Царь как бы действительно наместник Бога на 8) _ .
Художник показывает 9) _ суровым, с чёрными горящими глазами, с опустившимися веками. Его 10) _ из−под сведённых к переносице бровей полон гнева и тревоги, подозрения. Тонкие 11) _ напряжённо сомкнуты, сжаты в презрении, что свидетельствует о суровости характера. Большой ястребиный нос придаёт лицу хищническое 12) _ . Клином 13) _ . О властности, жестокости свидетельствует не только выражение лица, но и 14) _ , который заканчивается железным, как у копья, наконечником.
Можно увидеть и 15) _ . Бусины на чётках в старину предназначались для отсчитывания 16) _ и сделанных поклонов. О чём же мог молиться Иван Грозный? О государстве, о загубленных им 17) _ . Это известно из истории и художественных 18) _ .
По выражению лица, позе царя можно судить о суровом его 19) _ .
Картина вытянута по вертикали. Фигура 20) _ занимает значительную часть полотна. Зритель смотрит на Грозного как бы снизу. Всё это создаёт 21) _ величественности царя.
Царь на картине изображён 22) _ , что подчёркивает его величие. И в то же время царь осторожно, крадучись, спускается по лестнице, словно 23) _ к чему−то. Наверное, он боится заговора бояр против него. Это 24) _ о мнительности, подозрительности, внутренней неуверенности, страданиях царя. Фигура царя выглядит трагичной.
В картине В. М. Васнецова есть и тёплые и холодные 25) _ . Тёплых цветов мало. Больше коричневых, мрачных красок. Это производит 26) _ впечатление.
Обратите внимание на 27) _ позади царя. Фон дан в контрасте с человеком. Этот 28) _ светлого и чёрного выразителен. Это как бы чёрная сила насилия. Там, где насилие, всё черно.
В левом нижнем углу картины можно рассмотреть 29) _ и крыши домов. Художник изобразил их где−то внизу, да ещё на фоне 30) _ неба. Фигура царя огромна — от 31) _ до неба. Он выше даже церковных 32) _ .
Иван Грозный предстаёт на полотне 33) _ как человек суровый, подозрительный, решительный, непреклонный в достижении своих 34) _ . Но вместе с тем перед нами человек большого 35) _ , государственный деятель, полный силы и величия. Художник сумел показать 36) _ не только грозным, но и мудрым, величавым.
На картине Васнецова царь дан именно таким, каким он сохранился в 37) _ современников... Образ царя трагичен: он жесток, деспотичен, а потому 38) _ .
Картина «Царь Иван Васильевич Грозный» была написана в 1897 году под влиянием 1) оперы Н. А. Римского−Корсакова «Псковитянка», где партию Ивана Грозного исполнял великий русский 2) певец Фёдор Иванович Шаляпин. Сама картина находится в Государственной З) Третьяковской галерее в Москве.
Действие происходит во 4) дворце. Иван Грозный медленно спускается по крутой потаённой 5) лестнице, устланной красной ковровой дорожкой с чёрными двуглавыми орлами.
Двуглавый орёл — 6) герб государства Российского, который появился на Руси при Иване Грозном. Герб у ног царя — это 7) символ неограниченной власти над всем государством, над всеми людьми. Царь как бы действительно наместник Бога на 8) земле.
Художник показывает 9) царя суровым, с чёрными горящими глазами, с опустившимися веками. Его 10) взгляд из−под сведённых к переносице бровей полон гнева и тревоги, подозрения. Тонкие 11) губы напряжённо сомкнуты, сжаты в презрении, что свидетельствует о суровости характера. Большой ястребиный нос придаёт лицу хищническое 12) выражение. Клином 13) борода. О властности, жестокости свидетельствует не только выражение лица, но и 14) посох, который заканчивается железным, как у копья, наконечником.
Можно увидеть и 15) чётки. Бусины на чётках в старину предназначались для отсчитывания 16) молитв и сделанных поклонов. О чём же мог молиться Иван Грозный? О государстве, о загубленных им 17) жизнях. Это известно из истории и художественных 18) произведений.
По выражению лица, позе царя можно судить о суровом его 19) характере.
Картина вытянута по вертикали. Фигура 20) Ивана Грозного занимает значительную часть полотна. Зритель смотрит на Грозного как бы снизу. Всё это создаёт 21) впечатление величественности царя.
Царь на картине изображён 22) в полный рост, что подчёркивает его величие. И в то же время царь осторожно, крадучись, спускается по лестнице, словно 23) прислушивается к чему−то. Наверное, он боится заговора бояр против него. Это 24) свидетельствует о мнительности, подозрительности, внутренней неуверенности, страданиях царя. Фигура царя выглядит трагичной.
В картине В. М. Васнецова есть и тёплые и холодные 25) цвета. Тёплых цветов мало. Больше коричневых, мрачных красок. Это производит 26) грустное впечатление.
Обратите внимание на 27) фон позади царя. Фон дан в контрасте с человеком. Этот 28) контраст светлого и чёрного выразителен. Это как бы чёрная сила насилия. Там, где насилие, всё черно.
В левом нижнем углу картины можно рассмотреть 29) церкви и крыши домов. Художник изобразил их где−то внизу, да ещё на фоне 30) голубого неба. Фигура царя огромна — от 31) земли до неба. Он выше даже церковных 32) куполов.
Иван Грозный предстаёт на полотне 33) Васнецова как человек суровый, подозрительный, решительный, непреклонный в достижении своих 34) целей. Но вместе с тем перед нами человек большого 35) ума, государственный деятель, полный силы и величия. Художник сумел показать 36) царя не только грозным, но и мудрым, величавым.
На картине Васнецова царь дан именно таким, каким он сохранился в 37) свидетельствах современников... Образ царя трагичен: он жесток, деспотичен, а потому 38) одинок.