Числа начинают получать имена
Перекладывать камушки и глиняные фигурки с места на место было довольно утомительным занятием. Но прошло много тысячелетий, прежде чем люди научились пересчитывать предметы. Для этого им пришлось придумать названия для чисел.
О том, как появились имена у чисел, ученые узнают, изучая языки различных племен и народов. Например, оказалось, что у нивхов, живущих на Сахалине, числительные зависят от того, какие предметы считают. Важную роль играет форма предмета, так что по−нивхски в сочетаниях "два яйца", "два камня", "два глаза" и т.д. числительные различны. Одному и тому же русскому слову "два" у них соответствует несколько десятков различных слов. Нечто подобное было и у древних людей.
И должно было пройти много столетий, а может быть, и тысячелетий, прежде чем одни и те же числительные стали применять к предметам любого вида. Вот тогда и появились общие названия для чисел.
Сначала названия получили только числа 1 и 2. Название для числа "один" связывалось обычно со словом "солнце", а название для числа "два" − с предметами, встречающимися попарно: крыльями, ушами и т.д. Но бывало, что числам 1 и 2 давали иные имена. Иногда их связывали с местоимениями "я" и "ты". А были языки, где "один" звучало так же, как "мужчина", а два − как "женщина".
У некоторых племен еще совсем недавно не было других числительных, кроме "один" и "два". А все, что шло после двух, называлось "много". Но потом понадобилось называть и другие числа. Ведь и собак у охотника, и стрел у него, и овец у пастуха может быть больше, чем две. И тут придумали замечательный выход: числа стали называть, повторяя несколько раз названия для единиц и двоек.
Например, на языке некоторых папуасских племен, живущих на острове Новая Гвинея в Тихом океане, и сейчас числительное "один" звучит "урапун", "два" − "окоза", а число 3 они называют "окоза−урапун", число 4 − "окоза−окоза". Так они дошли до числа 6, которое получило имя "окоза−окоза−окоза". А дальше у них идет уже знакомое нам название "много" (конечно, по папуасски). И 10 у них "много", и 100 тоже "много".
Позднее другие племена дали особое имя числительному, которое мы называем "три". А так как до того они считали "один", "два", "много", то это новое числительное стали применять вместо слова "много". И сейчас мать, рассердившись на сына, говорит ему: "Что, я три раза должна повторять одно и то же!" Русская пословица говорит: "Обещанного три года ждут". А в сказках злой царь посылает героя искать Кощея бессмертного "за тридевять земель, в тридесятое царство".
Иногда числом 3 обозначали окружающий человека мир − его делили на земное, подземное и небесное царства. поэтому число 3 стало у многих народов священным. Когда они придумывали легенды о богах, то выделяли из них трех самых главных.
В русских сказках число 3 также играло особую роль. Во многих из них участвуют три брата, герой сражается с трехглавым змеем, проходит три царства − медное, серебряное и золотое. Число 4 встречается в сказках куда реже. Но о том, что и оно на каком−то этапе развития играло особую роль, видно из русской грамматики.
Мы говорим: "одна лошадь", "две лошади", "три лошади", "четыре лошади". Казалось бы, все хорошо: после единственного числа идет множественное. Но, начиная с пяти, мы говорим "пять лошадей", "шесть лошадей", и будь их хоть миллион, а все равно − "лошадей". Значит, когда−то за числом 4 и в русском языке начиналась необозримая область "много".
На более поздних этапах в роли слова "много" выступало число 7. Об этом говорят различные пословицы и поговорки: "Семеро одного не ждут", "Семь раз отмерь − один отрежь", "Один с сошкой − семеро с ложкой", "Семь бед − один ответ", "Лук от семи недуг" и т.д. Так постепенно люди осваивали счет.
Первые названия чисел некоторые племена стали применять 20−25 тысяч лет тому назад. А вот слово для обозначения числа 1000 возникло лишь 5 − 7 тысяч лет назад.