Какое начало − лирическое или эпическое − преобладает в романе? Как построен роман? Как первая и последняя встречи Татьяны и Онегина определяют характеры героев?
В отличие от обычного романа, сам жанр романа в стихах включает в себя значительное количество лирических отступлений, которые выражают переживания и мысли автора или лирического героя. Эпическое начало в романе в стихах проявляется в наличии сюжетной линии, широкой картины жизни, значительной протяженности действия во времени, взаимосвязанности и взаимообусловленности событий, а также сложном развитии характеров.
В "Евгении Онегине" А. С. Пушкина структура романа организована таким образом, что лирические отступления органично переплетаются с эпическим повествованием. Множество лирических отступлений служат своеобразными комментариями к основному сюжету. Пушкин использует этот прием для выражения своих взглядов, иронии и даже шуток, что создает особую атмосферу произведения. Лирические отступления позволяют читателю не просто следить за развитием событий, но и углубляться в размышления, для которых автор оставляет "пространство", не давая однозначной оценки.
Центральной сюжетной линией являются встречи и отношения Онегина и Татьяны. Первая их встреча становится ключевым моментом, определяющим последующее развитие характеров этих героев. Татьяна, полная романтических идеалов и чувств, представляет собой образ наивной, но глубокой натуры, в то время как Онегин предстает усталым от жизни циником, который не способен оценить искренность и глубину ее чувств. Эта встреча не только задает тон их отношениям, но и подчеркивает контраст между их характерами. Татьяна ищет настоящую любовь, тогда как Онегин, пресыщенный женским вниманием и разочарованный жизнью, не может ответить ей взаимностью.
Последняя встреча Татьяны и Евгения становится кульминацией всего произведения. Онегин неожиданно осознает, что влюблен в Татьяну. Однако, Татьяна теперь замужем и верность мужу для нее важнее, чем чувства к Онегину, которых она не отрицает. Эта сцена показывает ее трансформацию из романтической мечтательницы в сильную и решительную женщину. Для Онегина же впервые любовь к женщине встала на первое место, отодвинув эгоизм. Это изменило его, но мы можем только рассуждать, как он перенесет отказ Татьяны.