В истории изучения поэмы «Медный Всадник» высказано много точек зрения на её содержание. Эти точки зрения могут быть сгруппированы в четыре концепции. Первая, называемая «государственной», предполагает, что у государства есть право в своих интересах использовать жизнь людей в любых обстоятельствах. Вторая, именуемая «гуманистической», подразумевает, что Пушкин стоит на стороне Евгения и защищает его право на независимую частную жизнь. Третья, которую условно можно назвать «равновеликой»: конфликт неразрешим, а герои−антагонисты − Пётр Великий и Евгений − равновелики для Пушкина в своих правах на жизнь и бытие; конкретный выбор, чья правда окажется более достойной, принадлежит истории. Четвёртая концепция, которую можно назвать «возвышенно−общечеловеческой», касается как государственного деятеля, так и частного человека, − оба должны встать выше своего века и его установлений, чтобы в любых случаях суметь сохранить человечность как главный принцип отношения к государственным интересам и частным лицам.
Какая точка зрения вам ближе? Изложите ваши доводы письменно, привлекая дополнительную литературу по данному вопросу.
А. С. Пушкин в поэме "Медный всадник" ярко демонстрирует, как государственная власть может игнорировать судьбы простых людей. Евгений, главный герой, становится жертвой наводнения, вызванного действиями власти (по сюжету − это само основание города в месте, для этого не предназначенном), олицетворяемой Медным всадником. Этот конфликт между личностью и государством подчеркивает, что даже самые благие намерения могут привести к трагическим последствиям, если приоритетом первых лиц страны становятся не собственные граждане, а абстрактные идеалы власти.
В своем произведении Пушкин не дает прямых ответов, он ставит их перед читателями, именно поэтому точки зрения разделились на четыре концепции, так как каждый ответил по−своему.
Образ Петра I представлен двумя ипостасями: великий реформатор, завоеватель, благодетель своей страны и суровый, безжалостный правитель, не умеющий сострадать несчастью обычного человека.
Образ Евгения тоже можно считать двойственным. С одной стороны, это "маленький человек" − без амбиций, масштабных стремлений, ярких черт. С другой стороны, он человек высокой морали, умеющий искренне любить и сопереживать, который, когда бушевала стихия, "страшился, бедный, не за себя". Он бунтарь, не испугавшийся, посмевший дать отпор власти, зная, что обрекает себя на гибель.
Анализируя все эти нюансы, я поняла, что мне ближе всего "возвышенно−общечеловеческая" концепция.
Я считаю, что человечность и гуманность являются основополагающими ценностями 21 века. Государство должно помнить, что его главный приоритет − это счастье и довольство граждан. Каждый человек, гражданин должен вносить свой вклад в развитие государства − получать максимум знаний, чтобы позже использовать их на благо страны, быть хорошим сотрудником, забиться об экологии, платить налоги. Только так и только совместными усилиями мы можем создать общество, в котором царит гармония и взаимопонимание.