ГДЗ Литература 9 класс (часть 1) Коровина, Журавлев, Коровин, Збарский

ГДЗ Литература 9 класс (часть 1) Коровина, Журавлев, Коровин, Збарский

авторы: , , , .
издательство: "Просвещение"

Раздел:

ГДЗ Литература 9 класс (часть 1) Коровина. Опыт литературоведческого исследования (стр.319). Номер №1

Расскажите о стихотворении или стихотворениях Пушкина, посвящённых теме поэта и поэзии. В чём их пафос? Какие авторы писали о значении поэзии в стихотворениях под названием «Памятник»? Откуда у поэта уверенность, что он долго будет «любезен народу»? К чему призывает он свою музу? Сравните стихотворения Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный ... » и «Памятник» Державина. В чём вы видите сходство и различия осмысления этой темы у двух поэтов? Прокомментируйте каждую строку в стихотворениях.

reshalka.com

ГДЗ Литература 9 класс (часть 1) Коровина. Опыт литературоведческого исследования (стр.319). Номер №1

Решение

Стихотворения А. С. Пушкина "Поэту", "Пророк", "Поэт и толпа", "Поэт" посвящены теме высокого предназначения поэзии, божественного дара поэта, непонятости обществом, жертвенности творца. Пафос этих произведений в важной и ответственной роли поэзии, в смысле ее влияния на умы, неотъемлемости вклада в общественное сознание.
О значении поэзии в стихотворениях под названием «Памятник» писали Г. Р Державин, В. Я. Брюсов, А. А. Фет. Все эти произведения являются отсылкой, вольным переводом или переложением оды Горация "К Мельпомене". В русской литературе подобные стихотворения, но не с одноименным названием, были написаны М. В. Ломоносовым («Я знак бессмертия себе воздвигнул...»), А. С. Пушкиным («Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»), И. А. Бродским ("Я памятник воздвиг себе иной…") и другими.
В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» А. С. Пушкин обращается к музе, просит ее не спорить с глупцами, не реагировать на критиков, следовать своему призванию, не ожидая за это награды:
"Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца."
Поэт верит, что сам следовал своему идеалу, всегда воспевал в своих стихах к свободе, человечности, любви. Он писал о важных вещах, которые касаются каждого, поэтому надеется, что в памяти веков останется его след.
Стихотворение Г. Р. Державина "Памятник" так же поднимает тему бессмертия поэта в его творениях. Однако, основную свою заслугу поэт видит в том, что мог "истину царям с улыбкой говорить", "беседовать о боге", "дерзнул" рассказать о добродетелях императрицы не высоким, а простым слогом. Пафос стихотворения заключается в гордости за свои достижения и уверенности в своем месте в истории. Пушкин же делает акцент на народности своего творчества, на идеалах, которые он нес в массы, не прибегая к конкретике, не перечисляя своих достижений. Александр Сергеевич больше говорит о роли поэзии как о служении народу, тогда как Державин фокусируется на личных достижениях.
И Державин, и Пушкин говорят о бессмертии через творчество, "прочности" поэтического слова и важности его роли. Оба надеются, что их творчество будет жить в памяти народа, предсказывают широкую географию своей известности. Оба обращаются к музе, но с разными наставлениями.
"Памятник" (Г. Р. Державин)
"Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,"
Державин начинает стихотворение с утверждения о создании "вечного" памятника, что символизирует его художественное наследие. Это выражение уверенности в своем бессмертии как поэта.
"Металлов тверже он и выше пирамид;"
Сравнение с пирамидами указывает на величие и долговечность его произведений, которые превосходят "физические" памятники.
"Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,"
Державин утверждает, что ничто не сможет разрушить силу поэтического слова,
"И времени полет его не сокрушит."
Даже время бессильно, то есть, поэзия − самый долговечный "материал".
"Так! — весь я не умру, но часть меня большая,"
Здесь поэт говорит о том, что его слава и творчество будут жить даже после его смерти.
"От тлена убежав, по смерти станет жить,"
Это строка о том, что поэзия существует вне времени.
"И слава возрастет моя, не увядая,"
Уверенность в том, что его слава будет расти и не исчезнет.
"Доколь славянов род вселенна будет чтить."
Державин связывает свое бессмертие с тем, что его будут помнить славяне, те, кто сможет читать его стихи в оригинале.
"Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;"
Географические упоминания подчеркивают широту его известности.
"Всяк будет помнить то в народах неисчетных,"
Славяне − совокупность множества народов. Поэт говорит об известности среди многих из них.
"Как из безвестности я тем известен стал,"
Державин говорит о своем пути к славе, начиная с безвестности.
"Что первый я дерзнул в забавном русском слоге"
Он гордится тем, что первым начал писать о высоких темах, используя не только высокий стиль и слог.
"О добродетелях Фелицы возгласить,"
Упоминание Фелицы указывает на конкретный литературный труд, который принес ему известность (ода "Фелица"). Фелица − древнеримская богиня счастья и успеха.
"В сердечной простоте беседовать о Боге"
Державин акцентирует внимание на духовной стороне своих произведений.
"И истину царям с улыбкой говорить."
Это о смелости высказывать правду даже представителям власти, как об одном из важных аспектов своего творчества.
"О Муза! возгордись заслугой справедливой,"
Призыв к музe, чтобы она гордилась его достижениями.
"И презрит кто тебя, сама тех презирай;"
Уверенность в том, что муза должна игнорировать недоброжелателей.
"Непринужденною рукой неторопливой"
Державин предлагает музе действовать с уверенностью и спокойствием.
"Чело твое зарей бессмертия венчай."
Заключительная строка подчеркивает важность признания и бессмертия поэзии именно благодаря ему.
"Я памятник себе воздвиг нерукотворный..." (А. С. Пушкин)
"Я памятник себе воздвиг нерукотворный,"
Пушкин начинает с утверждения о создании "нерукотворного" памятника, что подразумевает его поэзию, которая не может быть разрушена, так как не творилась руками человека, она неосязаема.
"К нему не зарастет народная тропа,"
Уверенность в том, что его произведения будут известный среди людей. Так поэт подчеркивает народность своего творчества, общепонятность.
"Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа."
Сравнение с Александрийским столпом подчеркивает величие и значимость его творчества.
"Нет, весь я не умру — душа в заветной лире"
Пушкин говорит о том, что его душа будет жить в его стихах.
"Мой прах переживет и тленья убежит —"
Он уверен, что его творчество переживет физическую смерть.
"И славен буду я, доколь в подлунном мире"
Пушкин предсказывает свою славу на долгое время.
"Жив будет хоть один пиит."
Он верит, что его творчество будет жить, пока есть поэты. Пиит − это устаревшая книжная форма слова "поэт".
"Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,"
Пушкин предсказывает своим стихам широкую известность.
"И назовет меня всяк сущий в ней язык,"
Уверенность в том, что его имя будет известно всем.
"И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык."
Упоминание различных народов подчеркивает широту известности творчества и его "универсальность".
"И долго буду тем любезен я народу,"
Уверенность в том, что он будет любим народом.
"Что чувства добрые я лирой пробуждал,"
Пушкин считает, что его поэзия пробуждает добрые чувства.
"Что в мой жестокий век восславил я Свободу"
Он гордится тем, что его произведения касаются важнейших тем, видит именно в этом главное достоинство и ценность своего творчества.
"И милость к падшим призывал."
Пушкин подчеркивает гуманистическую сторону своих произведений.
"Веленью божию, о муза, будь послушна,"
Призыв к музe следовать божьей воле, ведь талант Пушкин считает божьим даром.
"Обиды не страшась, не требуя венца,"
Пушкин говорит о том, что муза должна быть стойкой к критике и не искать награды.
"Хвалу и клевету приемли равнодушно"
Указание на необходимость быть объективным в творчестве, не пытаться кому−то угодить или оправдать ожидания.
"И не оспаривай глупца."
Пушкин намекает на судьбу поэта, который часто может быть не понят обществом.


Воспользуйся нашим умным ботом