К чему пришёл профессор в результате своего эксперимента? Совпадает ли позиция профессора с мнением автора? В чём причина живучести «шариковщины» как общественного и нравственного явления в наше время? Подготовьте ответ на этот вопрос в форме сочинения−рассуждения.
Повесть М. А. Булгакова "Собачье сердце" ярко, в гротескной форме показывает печальные и часто неуправляемые результаты революционного подхода к изменениям в обществе и отдельном человеке. Автор высмеивает и разоблачает негативные стороны советской реальности. Сюжетом произведения является эксперимент профессора Преображенского, который превращает бездомного пса Шарика в человека, у которого оказывается звериная натура.
В результате эксперимента профессор приходит к выводу, что вмешательство в естественный ход эволюции не поможет создать нового человека, а копию сделать человечной невозможно. Насильственные изменения в природных (и общественных) процессах могут привести к катастрофе.
Изначально позиция профессора, готового приложить руку к грядущим изменениям, согласного идти наперекор природе, не совпадает с мнением автора. Булгаков критикует и осуждает попытки изменить человеческую природу, как и формировать новое общество насильно, резко. Автор показывает, что подобные действия наделяют властью и полномочиями людей, к этому не готовых. Однако в ходе развития сюжета, профессор Преображенский тоже меняет свое мнение, понимает, что Шариков становится не только неприятным соседом и членом общества, но и опасным для окружающих маргиналом, поэтому отказывается от своей грандиозной идеи, убеждаясь в ее несостоятельности. Он понимает, что противостоять хамству насилием нельзя, но и никакие воспитательные меры с Шариковым не работают.
Полиграф Полиграфович стал невоспитанным хамом, трусливым и жестоким, глупым и корыстным человеком. Неслучайно понятие "шариковщина" плотно обосновалось в словарном запасе многих людей и остается актуальным по сей день. Это понятие изобличает мировосприятие абсолютно безнравственного, беспринципного и глупого человека, который движим исключительно корыстными целями и отрицает всяческие моральные и социальные нормы.
Живучесть "шариковщины" как общественного и нравственного явления в наше время, я думаю, можно объяснить стремлением людей к деньгам и власти, отсутствие моральных ориентиров и должного воспитания. Такие "Шариковы" не желают учиться чему−то новому, не хотят трудиться, но при этом они стараются урвать кусок побольше и прыгнуть выше головы. Их характеризует отсутствие глубокого самоанализа, жадность, эгоизм и недостаток критического мышления.
В любом обществе всегда были и, увы, еще будут, невежественные, эгоистичные, подлые люди, которые, дорвавшись до власти, попирают трудолюбивых, образованных и воспитанных людей, которые отрицают насилие и физическую силу, а значит, часто не могут дать отпор. Именно поэтому повесть "Собачье сердце" остается актуальной на долгие годы