Составьте электронный альбом «Комедия Н. В. Гоголя „Ревизор“ в иллюстрациях художников» со вступительной статьёй, биографическими справками о художниках, отзывами ваших одноклассников об иллюстрациях.
Электронный альбом «Комедия Н. В. Гоголя „Ревизор“ в иллюстрациях художников»
Слайд 1
Комедия Н. В. Гоголя "Ревизор" − это одно из самых ярких произведений русской литературы, которое до сих пор не перестает удивлять своей актуальностью и остротой. Именно поэтому комедия стала настоящим вызовом для многих художников, которые решили воплотить свое видение произведения и образов героев в иллюстрациях. В нашем электронном альбоме представлены работы нескольких талантливых мастеров − П. Боклевского, А. Константиновского, чьи иллюстрации представлены в учебнике, а так же новых для нас иллюстраторов, чьи работы мы еще не видели.
Каждый из них на свой лад передал атмосферу произведения, создав уникальные образы героев и сцен.
Слайд 2
Петр Михайлович Боклевский (1816–1897)
П. М. Боклевский родился в семье отставного подпоручика, в небольшом имении Елшино в Пронском уезде Рязанской губернии. Мать его, Мария Даниловна, дочь небогатого помещика увлекалась акварельной живописью. Успешно закончив Рязанскую губернскую гимназию, Боклевский поступил на юридический факультет Московского университета, вольнослушателем обучался в Петербургской Императорской Академии художеств в мастерской Карла Брюллова. Боклевский прославился карикатурами на англичан времен Крымской войны и замечательными иллюстрациями к произведениям русских писателей. Высшим его достижением считаются портреты героев поэмы Н. В. Гоголя "Мертвые души" и цикл иллюстраций к пьесе Н. В. Гоголя "Ревизор", а также иллюстрации к произведениям А. Н. Островского, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского.
Слайд 3
Считая Гоголя величайшим из русских писателей, Петр Михайлович Боклевский периодически иллюстрировал его произведения. Герои Гоголя не были для Боклевского выдуманными, книжными персонажами. Он долгие годы жил в Рязанской губернии и легко узнавал в чиновниках и помещиках города N хорошо известные ему нравы русской провинции. Вероятно, именно поэтому, под его кистью, образы получались особенно яркими и "говорящими".
Слайд 4
Константиновский Александр Иосифович (1906–1958)
Советский художник−график, иллюстратор, театральный художник. Заслуженный деятель искусств РСФСР (с 1957).
Александр Иосифович Константиновский родился в Киеве. В 1920−1922 гг. учился в Киевском художественном институте, в еврейской театральной студии у И. М. Чайкова, Н. Шифмана, И. М. Рабиновича, А. Г. Тышлера. Участник войны 1941−1945.
С 1935 работал в Ленинграде как театральный художник и график. Им выполнены декорации к спектаклям: "Лес" А. Н. Островского, "Тарас Бульба" В. П. Соловьева−Седого в Театре оперы и балета имени С. М. Кирова и др.
А. И. Константиновский − автор иллюстраций к "Повести о русской актрисе" Л. Тыняновой, к "Истории моего современника" В. Г. Короленко, "Ревизору" Н. В. Гоголя.
Слайд 5
Константиновский обращает особое внимание на эмоциональную составляющую иллюстраций, что делает его работы особенно привлекательными для зрителя. Он умело передает настроение и характеры персонажей, создавая живые и запоминающиеся образы. Его работы отличаются выразительностью и часто отсылаются к конкретным сценам из текста пьесы, что делает их прекрасным дополнением к произведению Н. В. Гоголя.
Слайд 6
Ювеналий Дмитриевич Коровин (1914 − 1991)
Русский график, живописец, иллюстратор, заслуженный художник РСФСР. Участник Великой Отечественной войны, служил чертёжником в 7−й армии на Карельском фронте. Член Союза художников СССР с 1946 года.
Родился в Екатеринбурге. Отец был юристом (репрессирован в 1938 году), мать − учительница математики. Подростком Ювеналий Дмитриевич подрабатывал в геологической партии.
Позже окончил Московский институт изобразительных искусств (сейчас Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова).
Авторы всех публикаций о Ю. Д. Коровине сходятся на мысли о том, что его произведения излучают свет − свет солнечный и свет доброты.
Слайд 7
Ю. Д. Коровин создавал иллюстрации, очень доступные, интересные и в то же время пробуждающие эмоции.
"− Купцы какие−то хотят войти, да не допускает квартальный. Машут бумагами: верно, вас хотят видеть.
− А что вы, любезные?"
Слайд 8
Кардовский Дмитрий Николаевич (1866–1943)
Русский и советский художник и педагог. Известен как иллюстратор произведений русской классической литературы и автор композиций на исторические темы.
Родился в селе Осурово (Ярославская губерния) 24 августа (5 сентября) 1866 г. в семье помещика. Учился в Петербургской Академии художеств у П. П.Чистякова. Жил в Петербурге, Москве и Переславле−Залесском.
С молодых лет активно занимался педагогикой: с 1903 вел мастерскую живописи в училище при Академии художеств как помощник Репина, затем самостоятельно.
Наиболее известные работы Кардовского в области книжной иллюстрации − рисунки к "Каштанке" А. П. Чехова (1903), "Невскому проспекту" Н. В. Гоголя (1904), большой цикл иллюстраций, в том числе цветных, к "Горю от ума" А. С. Грибоедова (1907).
Слайд 9
"Хлестаков, молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, − один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими."
Слайд 10
Почти все отзывы наших одноклассников об иллюстрациях П. Боклевского, А. Константиновского, Коровина и Кардовского к "Ревизору" отмечают, что работы этих художников помогли им более глубоко понять произведение, раскрыть характеры героев, более четко их представить и увидеть комедию с новой стороны. Какие−то образы четко встраиваются в картину, представившуюся читателю, другие добавляют неожиданные, интересные детали в облик персонажей. Все работы отлично дополняют и расширяют восприятие произведения. Каждый из художников придал своим иллюстрациям уникальный стиль, что делает их работы особенно интересными, а взгляд на героев − разнообразным.