Рассмотрите репродукции картин художников П. Корина, Г. Семирадского, В. Серова. В чём своеобразие портретов героя на каждой из картин? Таким ли вы представляли себе Александра Невского, когда читали повесть о нём? Совпадает ли ваше представление с видением художников?
«Александр Невский». Центральная часть триптиха «Александр Невский».
Художник П. Корин. 1943 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Эскиз картины «Александр Невский принимает папских легатов».
Художник Г. Семирадский.
Государственный исторический музей, Москва
«Въезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища».
Художник В. Серов. 1945 г.
Государственный Русский музей, Санкт−Петербург
Александр Невский на картине П. Корина изображен как воин в доспехах, с широкими плечами, гордой осанкой и строгим взглядом. Его статная фигура полна решительности и символизирует непобедимость Руси. Он крепко стоит на ногах, чтобы вести народ за собой. В то же время, на картине Г. Семирадского он выглядит суровым и непреклонным, властным. При этом он расслаблен − непринужденная поза, ничего не выражающее лицо. Он слушает иностранных послов, взвешивая каждое их слово и понимая, что решение всегда останется за ним.
А в образе Невского, написанного Г. Семирадским, слишком много внешнего несоответствия тому, что рисовало мое воображение при прочтении "Повести...".
Читая "Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского", я представлял себе Александра Невского таким же, как на картине П. Корина..
А на картине В. Серова он изображен как молодой, сильный и удалой победитель, полный уверенности в своих действиях. Воин−освободитель, которого чтит и любит народ.
Наверное, для меня молодость Александра противоречит мудрости, которой он славится, поэтому картина Серова не совпадает с моим представлением о великом князе.