1) Лазурь небесная смеётся, ночной омытая грозой. (Ф. Тютчев)
2) Наклонившись над полыньёй, Анна Васильевна разглядела тянущуюся со дна тоненькую нитку. Не достигая поверхности воды, она лопалась мелкими пузырьками. Этот тонюсенький стебелёк с пузырьками был похож на ландыш. (Ю. Нагибин)
3) Надвигались зимние сумерки... всё было серо, тихо в деревушке, приютившейся около лощинки, среди снежных полей, слившихся с тёмным небом... слышались голоса баб, скликавших выпущенных овец. (И. Бунин)
4) Речка девочкой невзрачной
Притаилась между трав,
То смеётся, то рыдает
Ноги в землю закопав. (Н. Заболоцкий)
5) Осветив черепицу на крыше
И согрев древесину сосны́
Поднимается выше и выше
Запоздалое солнце весны.
(Н. Заболоцкий)
2. Причастия, обладая энергией глагола и живописной силой прилагательного, и деепричастия, "дорисовывая действие", придают художественному тексту особую выразительность. Докажем это на примерах из текстов.
В предложениях 1, 2, 3, 5 причастия и причастные обороты выражают признаки существительных, создающиеся действием, которое развивается во времени. Они по особому, ярко, динамично воздействуют на чувства читателей или слушателей, т. е. представляют собой средство художественной выразительности.
Деепричастия употребляются в предложениях 2, 4, 5. Обозначая действие, сопутствующего основному действию, выраженному глаголом, оно делает язык красивым, поэтичным, ярким, живым, образным. Дает возможность создавать целостную картину, представить художественный образ. Деепричастие выступает выразительным средством. Оно дорисовывает движение. Делает текст более сжатым, позволяя сосредоточить внимание на действии.
Поэты и писатели в своих произведениях активно употребляют причастия и причастные обороты.
3. Лазурь (сущ.) небесная (прил.) смеётся (гл.), ночной омытая грозой (прич. оборот). (предложение повеств., невоскл., простое, двусостав., полное, распр., ослож. прич. оборотом.)