Что случилось с Сампо впоследствии? Расскажите о традициях, трудовых буднях и праздниках героев «Калевалы». Сравните их с героями былин. Что в них общего и что различного? Подготовьте развёрнутый устный ответ на этот вопрос.
Сампо, по представлениям народа‑крестьянина, — орудие мирного труда, оно даёт пищу и создаёт запас.
Но Сампо приносит с собою вместе с зажиточностью и культуру. На вопрос Вяйнямёйнена, что делается в Похъёле, Ильмаринен, обманутый и высмеянный людьми Севера, горько отвечает:
"Сладко в Похъёле живётся,
Если в Похъёле есть Сампо!
Там и пашни и посевы,
Там и разные растенья,
Неизменные там блага."
И когда все три богатыря Калевы, завершая эпос, отправляются отобрать у Лоухи назад Сампо и похищенная ими мельница разбивается на тысячи осколков, падает в море, которое выбрасывает часть этих осколков на берег Калевалы, — Вяйнямёйнен доволен и этими осколками. Он говорит о них:
"Вот отсюда выйдет семя,
Неизменных благ начало,
Выйдут пашни и посевы
И различные растенья!
Блеск луны отсюда выйдет,
Благодетельный свет солнца
В Суоми на больших полянах,
В Суоми, сладостной для сердца."
Трудовые будни героев «Калевалы» проходят в постоянных заботах. Они возделывают земли, собирают урожай. Выращивают скот, занимаются рыболовством и охотой. Сватаются, устраивают свадьбы и пиршества, поют песни. Это все похоже на быт и уклад жизни героев русских былин. В частности, три сына Калевалы схожи с тремя богатырями.
Отличием можно назвать то, что в «Калевале» главный герой − песнопевец Вяйнямёйнен, а в былине − богытырь. Герои финского эпоса сражаются друг с другом, могут даже схитрить в поединке. А русские богатыри − это символ честности и справделивости, они борятся с врагом, сообща. Вяйнямёйнен в «Калевале» подчиняет себе все живое при помощи магического слова, песни. Не так, как богатыри в былинах − с помощью оружия в руках.