ГДЗ История России 6 класс Данилов, Косулина

ГДЗ История России 6 класс Данилов, Косулина

авторы: .
издательство: "Просвещение"

Раздел:

История России с древнейших времен до конца XVI века 6 класс Данилов. §26. Проверяем свои знания. Номер №5

Какие изменения происходят в литературе XVI века?

reshalka.com

История России с древнейших времен до конца XVI века 6 класс Данилов. §26. Проверяем свои знания. Номер №5

Решение

Развитие литературы XVI века
Литература XVI века всё больше внимания уделяет проблеме крепнувшей великокняжеской, а затем царской власти. В начале XVI века одним из первых к этой теме обратился неизвестный автор в «Сказании о князьях владимирских». В основе этого произведения лежали две легенды. Одна из них утверждала, что московские государи ведут своё происхождение от римского императора Августа. В другой рассказывалось, как византийский император Константин Мономах передал киевскому князю Владимиру Всеволодовичу царские регалии, которыми Владимир якобы венчался на царство. Отсюда следовало, что и преемники Владимира Мономаха имели законное право на царский титул. Эти легенды обосновывали право московских великих князей как наследников киевских князей на самодержавную власть.
Интерес к этой теме ещё более возрастает в период правления Ивана Грозного, что приводит к появлению нового литературного жанра — публицистики. Одним из самых интересных публицистов XVI века был Иван Семёнович Пересветов. В своих челобитных, адресованных Ивану Грозному, он предложил проекты реформ, укрепляющих самодержавную власть царя, опирающегося на дворянство.
Вопросы о характере царской власти и её взаимоотношениях с подданными были основными в переписке между Иваном Грозным и князем Андреем Курбским. Свои взгляды А. М. Курбский изложил в «Истории о великом князе московском» и посланиях Ивану Грозному. Он считал наилучшим вариантом государственной власти такую форму, когда монарх правит вместе с выборным органом, представляющим все слои населения. Иван IV в ответных посланиях отстаивал идею божественного происхождения самодержавной власти и её неограниченный характер.
В XVI веке значительно расширился круг литературных произведений различных жанров. Особое место в русской средневековой литературе занимал «Хронограф» — сборник интересных и нравоучительных сочинений по всемирной истории. В 1512 году появилась первая редакция русского «Хронографа». Автор этого сборника неизвестен. Но это был очень образованный человек, имевший своё представление о ходе мировой истории. Большое внимание «Хронограф» уделяет славянским народам, и прежде всего русскому. Он рассматривает русскую историю как часть всемирной истории.
В первой половине XVI века круг людей, близких к митрополиту Макарию, создал знаменитые Четьи минеи. «Четьими» на Руси называли книги, предназначенные для чтения, в отличие от церковных книг, которые использовались при богослужении. «Минеи» — сборники, где все произведения распределены по месяцам и дням, в которые их рекомендуется читать. Четьи минеи вобрали в себя и сгруппировали все книги, читавшиеся на Руси. Там были и жития, и поучения, и произведения, стоявшие вне круга церковной литературы. Четьи минеи стали своего рода церковно−литературной энциклопедией русского средневекового общества.
В XVI веке был написан знаменитый Домострой. Очевидно, составил или, во всяком случае, отредактировал его священник Сильвестр. Домострой содержал наставления по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, исполнению в семье религиозных норм и обрядов. И хотя Сильвестр посвятил этот сборник своему сыну Анфиму, прежде всего он имел в виду молодого царя Ивана IV, который только что обзавёлся собственной семьёй и нуждался в наставлениях, тем более что рос государь сиротой. Одной из главных идей Домостроя была идея подчинения в государстве царской власти, а в семье её главе.