Творческий проект «Византийская мозаика». Используя художественные альбомы, интернет−ресурсы, найдите образцы византийской мозаики, выясните особенности этой техники, приёмы, с помощью которых достигался изобразительный эффект. Подготовьте презентацию по данной теме. Информационный проект «Создание славянской азбуки». С помощью дополнительной, справочной литературы и интернет−ресурсов соберите информацию о Кирилле и Мефодии, истории создания ими славянской письменности, её родстве с другими алфавитными системами, о двух древних азбуках — глаголице и кириллице. Проиллюстрируйте свой текст образцами глаголического и кириллического письма. Логически расположите собранный материал и оформите работу.
«Византийская мозаика»
Византийская мозаика: увидев ее один раз, больше спутать ее с другими европейскими школами данного направления невозможно. Изобретенная на заре христианства и используемая для оформления культовых сооружений она явила высокохудожественное сочетание изобразительного искусства и применение для выражения идеи поделочного материала — смальты.
Выполнение эскиза будущего полотна.
Основные этапы технологии изготовления мозаик:
Он прорисовывался в полном виде. Затем делился на фрагменты и смысловые части. Над одной мозаикой могло трудиться несколько ремесленников одновременно.
Укладка первоэлементов проводилась только на ровную и гладкую поверхность. Ее подготовке и конечному качеству уделялось особое внимание.
Параллельно идет изготовление смальты: подбираются ингредиенты, при смешивании которых мастер получает необходимый цвет. Например, если на лицо персонажа падает тень, то этот фрагмент будет состоять из 3−4 оттенков смальты для постепенного перехода колера.
Отличительная черта готового рисунка — четкий контур у каждого персонажа и объекта. Для этого применяется прием оконтуривания — когда маленькими кубиками прокладывается 1 или 2 тонких линии вдоль границ объекта и фона.
Для подчеркивания святости участников библейского события на полотне применялась смальта с добавлением: золота, серебра и ртути. Данный технологический ход позволял создать эффект живости и показать особое значение происходящих событий.
Основным отличием считается золотистый фон, присутствующих практически в каждом интерьерном панно.
В стиле так же прослеживается правильность пропорций. Если мы говорим о византийской мозаике, то особенностями этой техники является прямой набор – блоки мозаики укладываются в строгие ряды, плотно один возле другого с четким выделением контуров. На первый взгляд покажется, что подобная техника придаст изображениям оттенок сухости, но в действительности целостность картин и их живость воспринимаются лучше.
Византийская мозаика ценится высоко сегодня не меньше, чем в древности: мозаичные композиции применяются не только в культовых сооружениях, но и в дизайне интерьера домов и квартир. Но истинные шедевры данного искусства, выполненные в византийском стиле, были изготовлены до XIV в.
«Создание славянской азбуки»
Кирилл и Мефодий, славянские просветители, создатели славянской азбуки, первые переводчики богослужебных книг с греческого на славянский язык, равноапостольные святые.
Братья Кирилл (до монашества Константин) и Мефодий родились в македонском городе Фессалоники (Солунь), в семье крупного военачальника. Не удивительно поэтому, что старший из них, Мефодий, тоже стал воином и дослужился до должности военачальника одной из населенных славянами областей.
О создании славянской азбуки Кирилл впервые задумался после поездки в Болгарию. Болгары с реки Брегальницы решили принять христианство и попросили у Византии священника. Выбор пал на Кирилла как на знатока славянских языков. Он крестил болгар, но своей миссией остался недоволен: письменности у них не было, а значит, они не могли перевести с греческого богослужебные книги и жить по христианским законам.
Славянская азбука была создана в 863 г. Тогда в Константинополь прибыли послы из Моравии, народ которой принял христианство от немцев−католиков. Служба в храмах велась на латыни. Послы попросили дать им учителей, которые смогли бы доступно объяснить христианское учение народу.
Кириллица и глаголица
Вторую тысячу лет славянские народы используют кириллицу и глаголицу. Эти две азбуки — часть наследия святых Кирилла и Мефодия. Одна из них создана непосредственно святыми братьями, а другая составлена позднее их учениками. Ученые активно изучают глаголицу и кириллицу, сходство и различие этих алфавитов, а также историю их создания. Особый интерес вызывают древние образцы глаголического и кириллического письма.
Создателем славянского алфавита явился святой Кирилл (его брат помогал ему в работе). Поэтому изначально азбука носила название «кириллица». После смерти обоих братьев разработан новый алфавит, на который перенесено имя первоначального создателя — Кирилла. К первому же алфавиту позднее стали прилагать название «глаголица» — от славянского слова «глаголати» (сказывать; передавать в письменном виде).
В IX веке появились оба варианта письменности, история создания которых связана со славянскими странами, принявшими христианство. Братья Кирилл и Мефодий создали азбуку, в которой нашли отражение особенности языка македонских, а позднее — моравских славян. Уже после кончины обоих просветителей их ученики в Болгарии составили вторую азбуку, из которой были удалены буквы, передающие характерные для моравского произношения звуки.
Из 43 букв кириллицы 24 были несомненно заимствованы из византийского уставного письма с сохранением их графической формы, а первоначально также и звукового значения. Остальные 19 букв кириллицы отсутствовали в греко−византийском письме и были введены для передачи особых звуков славянской речи.