Прочитайте отрывок из исторической песни (с. 25) и выполните задания (с. 25−26).
Как во славном было городе во Астрахани,
На широкой на ровной было площади,
Собирались казаки−други во единый круг,
Они думали думу крепкую…
Речь возговорит Ермак Тимофеевич:
«Ой вы гой еси, братцы, атаманы−молодцы!..
Мы поедем, братцы, вверх по Волге по реке,
Перейдемте мы, братцы, горы крутые,
Доберемся мы до царства басурманского,
Завоюем мы царство Сибирское.
Покорим его мы, братцы, царю белому,
А царя−то Кучума во полон возьмем.
И за то−то государь−царь нас пожалует…
Принесу я царю белому повинную:
«Ой ты гой еси, надежа, православный царь!
Не вели меня казнить, да вели речь говорить.
Как и я−то, Ермак сын Тимофеевич,
Как и я−то, воровской донской атаманушка,
Как и я−то гулял ведь по синю морю,
Что по синю морю по Хвалынскому,
Как и я−то разбивал ведь бусы корабли,
Как и те−то корабли все не орленые.
А теперича, надежа, православный царь,
Приношу тебе буйную головушку
И с буйной головой царство Сибирское!»
Речь возговорит надежа православный царь,
Как и Грозной−то царь Иван Васильевич:
«Ой ты гой еси, Ермак сын Тимофеевич,
Ой ты гой еси, войсковой донской атаманушка!
Я прощаю тебя да и со войском твоим,
Я прощаю тебя да за твою службу,
За твою−то ли службу мне за верную,
И я жалую тебе, Ермак, славной тихой Дон!»
1) Запишите, о каком событии идет речь в этой песне.
Какие исторические факты, приведённые в песне, подтверждают это? Подчеркните ключевые слова в тексте.
2) Запишите, в каком веке началось освоение Сибири русскими людьми.
3) Подумайте и запишите, каким предстаёт в песне царь Иван Васильевич.
Совпадёт ли образ Ивана Грозного с тем, каким он был на самом деле? Запишите ответ. Используя дополнительную литературу, приведите 1−2 факта, подтверждающие ваш ответ.
4) С помощью Интернета узнайте, какое море в песне названо Хвалынским? Запишите ответ.
Как во славном было городе во Астрахани,
На широкой на ровной было площади,
Собирались казаки−други во единый круг,
Они думали думу крепкую…
Речь возговорит Ермак Тимофеевич:
«Ой вы гой еси, братцы, атаманы−молодцы!..
Мы поедем, братцы, вверх по Волге по реке,
Перейдемте мы, братцы, горы крутые,
Доберемся мы до царства басурманского,
Завоюем мы царство Сибирское.
Покорим его мы, братцы, царю белому,
А царя−то Кучума во полон возьмем.
И за то-то государь-царь нас пожалует…
Принесу я царю белому повинную:
«Ой ты гой еси, надежа, православный царь!
Не вели меня казнить, да вели речь говорить.
Как и я−то, Ермак сын Тимофеевич,
Как и я−то, воровской донской атаманушка,
Как и я−то гулял ведь по синю морю,
Что по синю морю по Хвалынскому,
Как и я−то разбивал ведь бусы корабли,
Как и те−то корабли все не орленые.
А теперича, надежа, православный царь,
Приношу тебе буйную головушку
И с буйной головой царство Сибирское!»
Речь возговорит надежа православный царь,
Как и Грозной−то царь Иван Васильевич:
«Ой ты гой еси, Ермак сын Тимофеевич,
Ой ты гой еси, войсковой донской атаманушка!
Я прощаю тебя да и со войском твоим,
Я прощаю тебя да за твою службу,
За твою−то ли службу мне за верную,
И я жалую тебе, Ермак, славной тихой Дон!»
1) В песне идёт речь о покорении Сибири Ермаком Тимофеевичем в 1581−1585 годах.
2) Освоение Сибири русскими людьми началось с XVI века.
3) Иван Васильевич предстаёт в песне умеющим прощать, справедливым и щедрым царем.
На самом деле Иван Четвёртый был жестоким человеком. Во времена его правления было казнено около 4 тысяч человек.
4) Хвалынское море − это устаревшее название Каспийского моря.