ГДЗ Информатика 4 класс (часть 2) Матвеева, Челак, Конопатова, Панкратова, Нурова

ГДЗ Информатика 4 класс (часть 2) Матвеева, Челак, Конопатова, Панкратова, Нурова

авторы: , , , , .
издательство: "Бином"

Раздел:

ГДЗ Информатика 4 класс (часть 2) Матвеева. §16. Выполни (!). Номер №1

План или программа твоих действий
1. Придумай задачу, условие которой содержит слова «если …, то …». В рабочей тетради и в графическом редакторе составь блок−схему решения этой задачи.
2. Сохрани файл под именем «Алгоритм с ветвлением» в папке «Моё портфолио».
3. Подумай и скажи, является ли алгоритм моделью последовательности действий — её упрощенным «заменителем».
4. Рассмотри в таблице графические модели отношений между понятиями. Выбери ту модель, которая соответствует отношениям между понятиями «алгоритм» и «модель». Поясни свой выбор.

Круги Эйлера, когда понятия не пересекаются Круги Эйлера, когда одно понятие входит в другое
Задание рисунок 1 Задание рисунок 2

5. Восстанови цифры. Опиши порядок твоих действий — алгоритм решения такого рода задач. Используй слова «если …, то …».
Задание рисунок 3
Задание рисунок 4

reshalka.com

ГДЗ Информатика 4 класс (часть 2) Матвеева. §16. Выполни (!). Номер №1

Решение

1. Задача: загадай два числа: a и b. Если a больше b, тогда вычти из числа a число b и назови результат, иначе вычти из числа b число a и назови результат.
Блок−схема:
Решение рисунок 1
2. Сохранил файл под именем «Алгоритм с ветвлением» в папке «Моё портфолио».
3. Модель — это заменитель реального объекта, который обладает основными свойствами объекта−оригинала, которые необходимо отразить. Алгоритм — это дискретная, формальная, конечная, определенная модель последовательности действий. То есть алгоритм — это последовательность действий, смоделированная с соблюдением определенных свойств. В нем отброшены части последовательности действий, которые не являются важными. Следовательно, алгоритм является моделью последовательности действий.
4. Рассмотрел графические модели отношений между понятиями. Модель, которая соответствует отношениям между понятиями «алгоритм» и «модель» — это модель во втором столбце: круги Эйлера, когда одно понятие входит в другое. Потому что любой алгоритм — это модель последовательности действий. Но не любая модель — это алгоритм.
5. Пример 1:
Решение рисунок 2
Алгоритм решения:
1) Вспомнить правила сложения в столбик.
При сложении в столбик слагаемые записываются друг под другом таким образом, чтобы одинаковые разряды одного слагаемого находились под теми же разрядами другого слагаемого. Сумма записывается под слагаемыми, отделенная чертой. Разряды суммы записываются соответственно под разрядами слагаемых. Разряды складываются по очереди, начиная с единиц. Если сумма одного разряда больше 9, десятки переносятся в следующий разряд и складываются с ним.
2) Проанализировать количество разрядов слагаемых и суммы.
В слагаемых 5 разрядов, в сумме 6 разрядов.
3) Для решения ввести дополнительные переменные для каждого разряда, обозначающие перенос десятков от суммы предыдущего разряда.
Вводим переменные j, k, m, n, обозначающие перенос в каждый разряд десятков из предыдущих разрядов. j – переносится из единиц в десятки, k – переносится из десятков в сотни, m – переносится из сотен в тысячи, n – переносится из тысяч в десятки тысяч, из десятков тысяч переносить в сотни тысяч нет необходимости, потому что в слагаемых этого разряда нет, в сумме этот разряд есть, он и будет являться переносом.
Решение рисунок 3
4) Исходя из количества слагаемых выявить максимальное значение при сложении чисел одного разряда.
Слагаемых 3. Максимальная сумма 3 цифр в одном разряде будет равна:
9 + 9 + 9 = 27.
5) Исходя из пункта 4 проанализировать возможные значения переменных, введенных в пункте 3.
Так как максимальное значение суммы одного из разрядов всех слагаемых будет равняться 27, значит максимальное значение переноса в следующий разряд будет равняться 2. Следовательно, переменные j, k, m и n могут принимать значения 0, 1 или 2.
6) Проанализировать и подобрать значения младшего разряда.
В разряде единиц нет переноса из меньшего разряда. Значения всех цифр одинаковые. При сложении трех одинаковых цифр, мы получаем число, оканчивающееся на эту же цифру, только если эта цифра равна 0 или 5.
Если А = 0, тогда j = 0. Если А = 5, тогда j = 1. Таким образом получаем:
А + А + А = 10 * j + А;
А = 0, 5;
j = 0, 1;
7) Проанализировать и подобрать допустимые значения второго разряда.
В разряде десятков нет совпадения цифр из слагаемых и суммы. Они могут принимать любое значение.
П + П + П + j = 10 * k + Г.
8) Проанализировать и подобрать допустимые значения третьего разряда.
В разряде сотен цифры слагаемых и суммы одинаковые. Но, в отличие от единиц, в этот разряд есть перенос из предыдущего разряда — k. Имеем общий вид сложения этого разряда:
О + О + О + k = 10 * m + О;
Так как k может быть 0, 1 или 2, получаем 4 варианта:
0 + 0 + 0 + 0 = 10 * 0 + 0; О = 0, k = 0, m = 0;
4 + 4 + 4 + 2 = 10 * 1 + 4; О = 4, k = 2, m = 1;
5 + 5 + 5 + 0 = 10 * 1 + 5; О = 5, k = 0, m = 1;
9 + 9 + 9 + 2 = 10 * 2 + 9; О = 9, k = 2, m = 2.
При всех возможных вариантах "О", k может принимать значения 0 или 2.
9) Проанализировать и подобрать допустимые значения четвертого разряда.
В разряде тысяч опять одинаковое значение в слагаемых и сумме. Аналогично с разрядом сотен получаем:
Р + Р + Р + m = 10 * n + Р;
Так как m может быть 0, 1 или 2, получаем 4 варианта:
0 + 0 + 0 + 0 = 10 * 0 + 0; Р = 0, m = 0, n = 0;
4 + 4 + 4 + 2 = 10 * 1 + 4; Р = 4, m = 2, n = 1;
5 + 5 + 5 + 0 = 10 * 1 + 5; Р = 5, m = 0, n = 1;
9 + 9 + 9 + 2 = 10 * 2 + 9; Р = 9, m = 2, n = 2;
Так как "Р" может принимать верные значения при m = 0 или 2, то "О" может быть только 0 или 9.
О + О + О + k = 10 * m + О;
0 + 0 + 0 + 0 = 10 * 0 + 0; О = 0, k = 0, m = 0;
9 + 9 + 9 + 2 = 10 * 2 + 9; О = 9, k = 2, m = 2;
10) Проанализировать и подобрать допустимые значения пятого разряда.
Имеем общий вид суммы разряда десятков тысяч:
Т + Т + Т + n = 10 * Д + О
Из всех переменных имеем:
Т >= 3; Д = 1 или 2, О = 0 или 9, n = 0, 1 или 2. Подбираем возможные варианты:
3 + 3 + 3 + 1 = 10 * 1 + 0; Т = 3, n = 1, Д = 1, О = 0;
6 + 6 + 6 + 1 = 10 * 1 + 9; Т = 6, n = 1, Д = 1, О = 9;
6 + 6 + 6 + 2 = 10 * 2 + 0; Т = 6, n = 2, Д = 2, О = 0;
9 + 9 + 9 + 2 = 10 * 2 + 9; Т = 9, n = 2, Д = 2, О = 9;
Так как "Т" принимает верные значения только при n = 1 или 2, тогда Р = 4, 5 или 9:
4 + 4 + 4 + 2 = 10 * 1 + 4; Р = 4, m = 2, n = 1;
5 + 5 + 5 + 0 = 10 * 1 + 5; Р = 5, m = 0, n = 1;
9 + 9 + 9 + 2 = 10 * 2 + 9; Р = 9, m = 2, n = 2;
11) Исходя из возможных значений всех чисел проверить наличие вариантов, подходящих под все условия.
Чаще всего встречается буква "О". У нее два возможных значения. Начнем с нее:
Если О = 0, тогда k = 0, m = 0, А = 5, j = 1.
Если m = 0, тогда Р = 0 или 5. Р не может быть равно 0, потому что О = 0. Р не может быть равно 5, потому что А = 5.
Значит, О не равно 0.
Тогда О = 9.
Если О = 9, тогда k = 2, m = 2.
Если m = 2, тогда Р = 4 или 9. Если О = 9, тогда Р не равно 9, значит Р = 4.
Если Р = 4, значит n = 1. Если n = 1 и О = 9, тогда Т = 6, Д = 1.
Если k = 2, j = 0 или 1, тогда П = 7, 8 или 9. Если О = 9, тогда П = 7 или 8.
Если П = 8, тогда если j = 0, тогда Г = 4. Это невозможно, потому что Р = 4.
Если j = 1, тогда Г = 5. Это невозможно, потому что j = 1 если А = 5.
Значит П не равно 8.
Если П = 7, тогда если j = 0, то Г = 1. Это невозможно, потому что Д = 1.
Значит j не равно 0.
Если j = 1 и А = 5, тогда Г = 2.
12) Записать все полученные значения букв.
А = 5, j = 1;
П = 7, Г = 2, k = 2;
О = 9, m = 2;
Р = 4, n = 1;
Т = 6;
Д = 1.
13) Подставить полученные результаты и проверить.
Решение рисунок 4
Ответ: 64975 + 64975 + 64975 = 194925. Решение верно.
Пример 2:
Решение рисунок 5
Алгоритм решения:
1) Вспомнить правила умножения в столбик.
Записать множители друг под другом таким образом, что бы разряды одного множителя, находились под соответствующими разрядами другого. Провести черту под множителями. Первый множитель последовательно умножить на каждую цифру второго множителя, начиная с правой (разряда единиц). Результат умножения записать под чертой, начиная с единиц, записывая единицы под числом, на которое умножали. Сложить все полученные числа. Сумма всех чисел и будет искомым произведением.
2) Для удобства обозначим все неизвестные цифры переменными i, j, k, l, m, n, o, p.
Решение рисунок 6
3) Проанализировать первый множитель и разряд единиц второго множителя. Подобрать допустимые значения.
При умножении 2i * k получаем 9l.
Распишем подробнее:
2 * 10 * k + i * k = 9 * 10 + l.
Если k = 5, тогда мы получим в произведении число больше 100. Значит k < 5.
Если k = 3, то при i = 9 мы получим максимальное значение произведения 87. Значит, k > 3.
Если 5 > k > 3, то k = 4.
Если i = 5, то 25 * 4 = 100. Значит i < 5.
Если i = 2, то 22 * 4 = 88. Значит i > 2.
Значит, i может быть равно 3 или 4.
Если i = 3, то 23 * 4 = 92, l = 2.
Если i = 4, то 24* 4 = 96, l = 6.
4) Проанализировать первый множитель и разряд десятков второго множителя.
Получаем 2i * j = m9.
Если i = 4, то при умножении на любое число мы не получим 9 в конце. Значит i = 3.
23 * j = m9.
Для того, что бы в произведении в разряде единиц получить 9, если в одном множителе в разряде единиц стоит 3, необходимо, что бы во втором множителе в разряде единиц тоже стояла цифра 3. Значит j = 3.
23 * 3 = m9.
Значит, m = 6.
Если i = 3, то l = 2.
5) Найти оставшиеся переменные произведения путем сложения полученных чисел.
Решение рисунок 7
Для того, что бы найти оставшиеся неизвестные, нужно сложить 92 и 69 * 10.
Получаем 782.
Следовательно n = 7, o = 8, p = 2.
Проверяем: 23 * 34 = 782. Все цифры подобраны верно.
Ответ:
Решение рисунок 8